Интерес к чтению падает 31 мая 2012 г.
Интерес к чтению падаетК этому неутешительному выводу приходят, как специалисты-филологи, так и простые учителя русского языка и литературы.
Поговорить об этом подробнее мы решили с одной из тех, для кого снижение интереса к чтению давно уже не является секретом. За плечами Татьяны Погадаевой 30 лет работы в школе, за это время через нее прошли тысячи учеников, менялись программы, с чистого листа переписывались учебники. К чему же мы пришли в итоге?
- Татьяна Петровна, интересуются ли современные школьники литературой?
- Нет, не интересуются, к сожалению.
- Десять лет назад все было по-другому?
- Мне кажется, те ученики больше читали. Нынешние ребята заметно отличаются. Нет, они не стали хуже. Просто другие.
- Все-таки какие они сейчас?
- Такие же, как раньше, добрые, внимательные. Но более развитые. А что касается литературы, то и раньше читали не все. Я даже стала думать, что некоторые произведения не стоит включать в школьную программу. В силу своего возраста ребята не способны их понять. Я немного корректирую программу, стараюсь выбирать такие произведения, которые могут их «зацепить», вызвать эмоции.
- Скажем, «Войну и мир» десять лет назад тоже читали?
- Думаю, большинство читало, хотя бы выборочно, главами. Сейчас объем их пугает. И все же они читают. Но только то, что кажется им близким или то, что нравится.
- Например?
- Современную литературу. Я знакомлю с ней ребят на уроках внеклассного чтения. Восьмиклассников тронула повесть «А зори здесь тихие», мы еще и фильм посмотрели. Я была удивлена, но в этом году ребят заинтересовали такие герои, как Раскольников, Базаров, Обломов. Десятиклассникам стоило провести аналогии с современностью, как все стало просто и понятно. Они примеряют эти истории на себя. Человек решил добиться цели любыми средствами, и что из этого вышло? Противоречия между детьми и родителями, кто прав? Обязательно включаю произведения о войне.
- Какие темы их больше всего интересуют?
- Любовь, взаимоотношения между сверстниками, проблема отцов и детей. Опять же с десятиклассниками читали повесть Дины Рубиной «Когда пойдет снег». Меня порадовало, что их мнение совпало с моим. Проблемы, поднятые автором повести, трогают в равной степени и взрослых, и детей. Неожиданностью стало для меня то, как близко они восприняли повесть Валентина Распутина «Прощание с Матерой». Хочется верить, что мне удается все же хоть немного заинтересовать их. Но, к сожалению, что тут скрывать, интереса к литературе нет. Зачем читать, если можно посмотреть фильм? Ведь чтение-это труд.
- Как вызвать в детях этот интерес?
Продолжение на стр.2
Интерес к чтению падает
Начало на стр. 1
- Как вызвать в детях этот интерес?
- Одна из причин его отсутствия - скучные учебники. Они даже по внешнему виду блеклые, серые, без иллюстраций. Кроме того, современные дети очень загружены вне школы. Посещают секции, занимаются спортом, танцами, музыкой, иностранными языками, ходят к репетиторам. У них часто просто времени на чтение не хватает.
- А стихи читают?
- Читают, заучивают наизусть. Выбирают их сами, иной раз выбор мне кажется странным. Я спрашиваю почему, они объясняют, приводят свои доводы. Учащимся нравятся сонеты Шекспира, лирика Пушкина. Обязательно каждый год учим стихи о войне.
- Кто грамотнее пишет нынешние ваши ученики или прежние?
- По-моему, процент грамотных остался прежним. Есть ребята, которые много и охотно читают, грамотно пишут и говорят. Любовь к книге закладывается в детстве. Почему-то считается, что прививать любовь к чтению должна школа. Я думаю, что прививать любовь к книге нужно и родителям.
- Интернет сильно изменил школу?
- Да, особенно готовые домашние задания. Такие сборники можно купить, а можно просто найти в интернете. Это грустно, когда ребенок контрольную работу делает на двойку, а домашние задания на пятерки.
- Как вы думаете, через десять лет интерес к чтению исчезнет окончательно?
- Мне очень хочется верить в лучшее. Всегда жду, что следующий год будет лучше прошедшего. Одна из моих учениц сейчас оканчивает педагогический университет, будет учителем русского языка и литературы. Так что я передала ей эстафетную палочку. Но боюсь, что в школу она не пойдет работать. Опять же уменьшают количество часов русского языка и литературы. В начальной школе осталось три часа в неделю русского языка и два часа чтения. Успеет ли ребенок научиться читать и писать? А ведь это наш государственный язык. В старших классах один урок русского языка в неделю, по новым федеральным стандартам русский язык не вошел в число обязательных предметов. Сложно сказать, что изменится в следующем учебном году. Все десятиклассники планируют поступать в вузы, готовятся к этому. Многие станут врачами, военными, инженерами. Мне нравится, что уже сейчас многие из них умеют ставить цели и добиваться их.
- Но вот станут ли они хорошими людьми? Ведь литература учит их именно этому…
- Современные дети умеют сочувствовать, сопереживать. Они просто молодые, смелые, уверенные. И очень часто именно взрослые подают им дурной пример. Разве мы всегда правы? Разве мы всегда хорошо и правильно себя ведем? Все дети разные, они не такие, как мы, но это вовсе не значит, что они хуже нас. От них, кстати, зависит и наша с вами жизнь в будущем.
Беседовала Лариса Ушакова