← вернуться на сайт Арамильского городского округа

Официальный сайт

Арамильский городской округ

Информация о порядке размещения информационных указателей и рекламы на территории Арамильского городского округа

Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему, и продвижение его на рынке (статья 3 ФЗ «О рекламе»).

Объектом рекламирования может быть тот товар (услуга), предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно реклама представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать среди группы однородных товаров.

Требования к размещению наружной рекламы закрепляются статьей 19 ФЗ «О рекламе», а также местным законодательством (см. список нормативных документов). Федеральным законом используется термин «рекламная конструкция» - средства стабильного территориального размещения. Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления в соответствии с ч. 9 ст. 19 ФЗ «О рекламе».

Выдача разрешений на установку рекламных конструкций в Арамильском городском округе регламентируется Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций.

Также при размещении рекламы на здании должен быть соблюден порядок ст. 44-46 Жилищного кодекса РФ. Решение о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, принимается на общем собрании собственников помещений большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами.

В случае размещения рекламы на нежилом здании требуется 100% голосов собственников общего имущества здания (Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»).

Информация о порядке размещения информационных конструкций:

Вывески – дополнительные элементы и устройства, предназначенные для размещения сведения информационного характера о наименовании заинтересованного лица, в том числе не совпадающим с наименованием заинтересованного лица, указанным в учредительных документах, о виде (типе, профиле) его деятельности в целях информирования потребителей (третьих лиц), на которых также могут быть размещены фирменное наименование, товарный знак или знак обслуживания, правообладателем которого является заинтересованное лицо.

Понятия «вывеска» и «реклама» («рекламная конструкция») могут быть разграничены по различным критериям.

Последние разъяснения по данному вопросу отражены в письме ФАС РФ от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных» (см. список нормативных документов).

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя:

1. фирменное наименование (наименование) своей организации (ст. 1473, 1474 Гражданского кодекса РФ),

Согласно статье 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в частности путем его указания на вывесках.

Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.

В том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, не может рассматриваться в качестве рекламы.

Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой. Например «Аптека», «Мебель», "Ресторан Арбат", "Театр Сатиры", служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама.

2. место ее нахождения (адрес),

3. режим ее работы.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Закон «О защите прав потребителей» не содержит требований к количеству вывесок, размещение которых обязательно для юридического лица. Так, отвечают целям обозначения места входа и нахождения организации и должны признаваться вывеской вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц.

В случае размещения на фасаде магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, бутылка вина, пивная бочка, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.

При этом порядок распространения такой информации может быть определен в акте органа местного самоуправления, в котором установлены правила благоустройства территории, поскольку согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация благоустройства территории городского округа, в частности вопросы внешнего оформления улиц и зданий.

Использование в сообщении, вывеске, плакате только определенных слов и выражений (например: пиво, живое пиво, вина, вина Кубани, соки, воды), которые представляют собой обобщенное наименование группы товаров и не позволяют выделить конкретный товар из ряда однородных товаров и сформировать к нему интерес, не может являться рекламой, так как отсутствует объект рекламирования.

Светодинамическое оформление входа и прилегающей территории предприятия (в том числе размещение светящихся сеток, гирлянд и т.п. на стенах и деревьях) без указания информации о каком-либо лице, товаре, услуге, виде деятельности или ином объекте рекламирования не подпадает под понятие рекламы и рекламой не является.

На торговом или офисном здании размещение вывесок должно осуществляться по единой концепции, согласованной с отделом Архитектуры и градостроительства Администрации АГО.

ПОРЯДОК: К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе. На установку вывески выдачи разрешения органом местного самоуправления не требуется. Также не требуется согласования размещения вывески собственниками помещений здания, сооружения. В случае если вывеска крепится к балкону (балконным ограждениям) требуется согласие собственника помещения, имеющего доступ на балкон.

Также вывеска не должна нарушать условий комфортного проживания собственников помещений: не должна быть чрезмерно яркой, светить в окна в ночное время, не должна мигать.

Звуковая реклама, воспроизводимая посредством громкоговорителей, должна регулироваться в соответствии с требованиями ст. 19 ФЗ «О рекламе». Соответствующие ограничения будут закреплены на местном уровне.

Эскизный проект вывески (с указанием используемых материалов, способа крепления) должен быть согласован с отделом Архитектуры и градостроительства Администрации АГО. Размещение вывески на баннерной ткани не допускается.

В случае размещения на объекте культурного наследия должен быть предусмотрен запрет на устройство крепежных элементов в местах размещения декора и установку вывески, нарушающей фасадную композицию.

2) Информационные доски – дополнительные элементы и устройства в виде табличек с максимальной площадью не более 0,5 кв. м., размещаемых на поверхности стены при входе в здание или сооружение, занимаемое заинтересованным лицом, и предназначенных для размещения сведений информационного характера об официальном наименовании заинтересованного лица, указанного в учредительных документах, режиме работы и месте его нахождения.

Фирменное наименование организации, место ее нахождения, режим работы обычно размещаются на «информационных досках» справа или слева от входа в организацию.

Конструкции также не носят рекламного характера.

3) Указатели – дополнительные элементы и устройства с максимальной площадью одной стороны указателя не более 1 кв. м., предназначенные для размещения сведений информационного характера о направлении движения и расстоянии до места нахождения каких-либо заинтересованных лиц.

Указатели на столбах. В том случае, если конструкции не содержат рекламной информации, представляется необходимым согласовывать эскизный проект с отделом Архитектуры и градостроительства Администрации АГО.

Также организации (например, автосалоны) размещают стелы-указатели на земельном участке, находящемся в собственности (ином законном праве владения). Такие конструкции не носят рекламный характер в случае их размещения на территории автосалона. В случае размещения вне такой территории конструкции рассматриваются как рекламные.

4) Навигатор (общие указатели). В случае размещения вывесок или указателей на здании или сооружении с большим количеством арендаторов или собственников с одним общим входом, может быть использована блочная конструкция со сменными панелями, где на локальном участке фасада комплексно размещены все вывески или указатели.

Также в случае отсутствия технической возможности установки настенной вывески, организации вправе размещать консольные вывески (информационное поле которых расположено перпендикулярно поверхности стены).

5) Информационные конструкции автозаправочных станций – размещение информационных табло с указанием наименования, места нахождения, режима работы юридического лица на территории АЗС.

Размещение информационных табло с указанием наименования, места нахождения, режима работы юридического лица на территории АЗС, с учетом специфики деятельности указанных объектов, соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к вывескам, и рекламой не является. Вместе с тем размещение подобной информации вне территории АЗС подпадает под признаки рекламы, закрепленные в Федеральном законе «О рекламе», и является рекламой.

При этом следует иметь в виду, что Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» не требует от юридического лица размещать на вывеске информацию о реализуемых товарах, ценах и тому подобном.

Размещение на световых табло, щитах и иных технических средствах сведений о реализуемом товаре (марка бензина, цена и т.п.) может рассматриваться как выполнение требований статей 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» только в случае размещения указанной информации на территории АЗС.

Однако при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании.

Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здание), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. При этом обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.

Например, размещение крышной установки на здании, в котором организация занимает лишь часть помещений, следует расценивать как рекламу этой организации, поскольку такой способ размещения информации не обеспечивает обозначения места нахождения организации и преследует иные цели. Стоит отметить, что в подавляющем большинстве случаев адрес и режим работы эта надпись, установленная на крыше, не содержит. Размеры конструкции и место ее расположения свидетельствуют о том, что целевым назначением ее размещения будет не информирование потребителей о фирменном наименовании юридического лица, а привлечение внимания к данному лицу.

Список нормативных документов

  1. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О рекламе»
  2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.07.2013) «О защите прав потребителей»
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ
  4. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»
  5. Постановление Администрации Арамильского городского округа от 02.11.2015 г. № 403 «Об определении Требований к местам установки, конструктивному исполнению, внешнему виду, условиям эксплуатации рекламных конструкций, связанных с установлением и сохранением внешнего архитектурного облика сложившейся застройки Арамильского городского округа».
  6. Письмо ФАС РФ от 28.11.2013 № АК/47658/13 «О квалификации конструкций в качестве рекламных или информационных»
  7. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»
  8. Постановление Администрации Арамильского городского округа от 25.01.2013 года № 45 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций»