← вернуться на сайт Арамильского городского округа

Официальный сайт

Арамильский городской округ

Гражданская оборона

15 февраля 2017

Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. За последние пять с половиной тысячелетий на земле прогремело около 15 тыс. войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек. Средства поражения постоянно совершенствуются. Научно-технический прогресс привел к появлению оружия массового поражения: 22 апреля 1915 года впервые в истории войн немецкой армией было применено химическое оружие в виде газовой атаки хлором, жертвами стали 5 тыс. французских и бельгийских солдат. А развитие авиации сделало возможным нанесение поражения людям и объектам, а также доставку отравляющих веществ в глубокий тыл противника. Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.

В России противовоздушная оборона возникла в феврале 1918 года, когда Петроград оказался под угрозой вражеского удара. Помимо развертывания зенитных батарей, авиационных и прожекторных отрядов в городе открылись специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями как можно избежать отравления ядовитыми газами. Начали действовать курсы первой помощи. 8 марта 1918 года в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей» впервые в истории были изложены правила поведения населения при налетах самолетов противника. Некоторые меры нам сейчас покажутся наивными, например, совет затыкать окна подушками при газовой атаке, но в целом система защиты населения была продуманной и логичной.

4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР

(МПВО). В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны — основы будущей системы Гражданской обороны СССР.

Годы Великой Отечественной войны показали человечеству беспрецедентный случай единства всего нашего народа в стремлении к Победе. Это проявилось и в деятельности МПВО, в силы которой вошли в первую очередь женщины, подростки и пожилые люди. Только в Ленинграде к концу 1942 года около 1,5 тысяч женщин командовали различными формированиями и подразделениями в системе МПВО.

В задачи МПВО входило не только тушение пожаров и организация укрытия населения в бомбоубежищах, но и множество тяжелой и не слишком приятной работы — заготовка дров для больниц и детских садов, организация эвакуации нетрудоспособного населения, оказание помощи пострадавшим при бомбежках и захоронение тел погибших. Существовала серьезная угроза применения химического оружия и бойцы МПВО обучали население применению противогазов, обеспечивали их выдачу, были готовы к проведению дегазации. Занимались они и восстановительными работами, разбором завалов. Трудно представить, что все это легло на плечи подростков, женщин и стариков. При освобождении оккупированных врагом территорий возникала новая, еще более опасная задача — разминирование полей и сооружений.

После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашисткой агрессии. В стране развернулась новая битва — за созидание. Свой вклад в нее вносили органы и силы МПВО. Специальные пиротехнические отряды МПВО участвовали в сплошных разминированиях территории СССР. Одной из важнейших задач МПВО в этот период являлась помощь на местах в восстановлении народного хозяйства. Силы МПВО восстанавливали разрушенные школы, больницы, детские сады, театры, библиотеки, участки метрополитена, сооружения канализации и электроснабжения.

В ночь с 5 на 6 октября 1948 года на территории Туркменской ССР произошло одно из наиболее губительных землетрясений, известных мировой истории. Полученный силами МПВО опыт по ликвидации последствий землетрясения имел большое значение для дальнейшего совершенствования МПВО в решении задач мирного времени, направленных на проведение спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ в зоне бедствия.

В 50-е годы с появлением ракетно-ядерного оружия начался качественно новый этап по совершенствованию МПВО. В то время органы управления, силы МПВО и население были не готовы для действий в очагах ядерного поражения. Однако опасность вооруженного нападения со стороны вероятного противника резко возросла. Существующая на данный период времени МПВО не отвечала новым требованиям, так как местный характер ее мероприятий, ограниченное количество специальных сил и средств не позволяли надежно защитить население и обеспечить устойчивость работы всего народного хозяйства в случае нападения противника. Встал вопрос об иных, более совершенных способах и средствах защиты населения и народного хозяйства страны. Стало очевидным, что без крупных мер по защите тыла страны нельзя обеспечить ее готовность к обороне в условиях ракетно-ядерной войны. Речь уже шла о создании комплекса средств, который позволил бы не только защитить людей, но и обеспечить функционирование системы жизнедеятельности государства в условиях применения оружия массового поражения.

В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонная система — Гражданская оборона СССР. По своей важности вопросы гражданской обороны вышли на стратегический уровень, приобрели первоочередную значимость.

Согласно принятому Положению «О гражданской обороне СССР» гражданская оборона являлась системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и строилась по территориально-производственному принципу. Ее предназначение четко обозначило временные границы использования гражданской обороны — на случай применения ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия. Чем можно объяснить такое отставание от перспектив потенциального назначения гражданской обороны? Ведь мы уже знаем, что Женевская конвенция 1949 года признавала за гражданской обороной защиту населения, в том числе и от бедствий только в военное время. По всей видимости, причину этому можно найти в следующем:

между ведущими странами мира и противоборствующими военными блоками (НАТО и Варшавский договор) существовало недоверие, сложившийся мир переходил в состояние холодной войны;

каждая из ведущих стран этих блоков уже имела оружие массового поражения и средства их доставки;

гражданская оборона входила в государственную структуру уже многих ведущих стран как необходимая часть обороны, как одно из преимуществ по отношению к другим странам;

геофизические явления планеты и биосфера еще не были включены в системы средств борьбы;

успехи оборонительного мышления советских руководителей, проявленные в годы Великой Отечественной войны, продолжали властвовать над руководителями 60-х годов как результат наиболее перспективного мышления и испытанной методологии;

в стратегическом плане перед гражданской обороной стояла задача совместно с системой активной противоздушной обороны страны противостоять в будущей войне концепции «неприемлемого ущерба», смысл которой заключался в том, что для нанесения поражения противнику в ядерной войне достаточно уничтожить 25-30 % его населения и 50-70 % производственных мощностей, сконцентрированных в наиболее крупных городах.

Гражданская оборона развивалась. В ходе преобразований 1961-1972 годов стало заметно, что она превратилась в самостоятельную государственную службу. Министерство обороны фактически устранилось от участия в делах гражданской обороны. Назревала необходимость принятия закона о гражданской обороне и переведении ее в самостоятельную структуру с сохранением снабжения частей гражданской обороны через военные округа. Министерство обороны было за такой подход, однако ЦК КПСС считало целесообразным включить Гражданскую оборону в состав Министерства обороны. Так и было сделано. В начале 1970-х годов несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. У вероятного противника была взята на вооружение «концепция первого обезоруживающего удара». Наряду со стратегическими наступательными силами на передний план в качестве средств первого удара выдвигались ракеты средней дальности (1000-5500 км), размещаемые в Западной Европе. Малое подлетное время (10-12 минут) делало их идеальным средством стремительного удара по выбранным целям. Гражданская оборона превратилась в один из важнейших факторов стратегического равновесия. Сложившаяся обстановка потребовала внести изменения в деятельность Гражданской обороны СССР.

Однако история дальнейшего развития гражданской обороны показывала необходимость применения сил ГО для борьбы с последствиями стихийных бедствий. Лесные и торфяные пожары, охватившие Подмосковье летом 1972 года, заставили серьезно задуматься над местом и ролью системы ГО в мирное время. Сама жизнь начала поворачивать гражданскую оборону от чисто оборонных мероприятий к решению задач мирного времени. Массовые лесные пожары, стихийные бедствия, крупные аварии на промышленных объектах и транспорте вызывали необходимость принятия решений на государственном уровне, которыми бы уточнялись задачи ГО на мирное время. Начало работ в этом направлении датируется 1974 годом, когда правительство принимает постановление «Об использовании в мирное время невоенизированных формирований ГО» и получает развитие в постановлении 1978 года — «О мерах по улучшению защиты населенных пунктов, предприятий и других объектов и земель от селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов». Но проблема состояла в том, что существующие формирования были не готовы к эффективному ведению борьбы со стихией.

К концу 1980-х годов ориентация на решение задач ГО только военного времени привела к тому, что у многих людей сложилось легковесное отношение и в какой-то мере недоверие к мероприятиям гражданской обороны. Основа для этого была. Гражданская оборона не гарантировала, да и не могла гарантировать абсолютную защиту населения от современных средств поражения и в то же время стояла в какой-то степени в стороне от потребностей жизни мирного времени. Не были своевременно учтены изменения, происходящие в структуре отраслей народного хозяйства, которые требовали расширения задач, решаемых гражданской обороной в мирное время. Впервые с особой остротой они проявились при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986). Опыт этой аварии показал, что готовность системы ГО не может обеспечить выполнение внезапно возникающих задач. Более того, речь зашла не только об участии сил ГО в ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и о переводе задач по предупреждению и ликвидации ЧС из ранга второстепенных в ранг приоритетных. 30 июля 1987 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 866213 «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны». Но не только с аварией на ЧАЭС следует связывать коренную перестройку системы ГО. Ускорение темпов и масштабов научно-технической и производственной деятельности в современных условиях связано с возрастающим использованием в производстве сложных технологий и технических систем. Резко увеличиваются объемы производства новой, опасной продукции. Ежегодно на рынок стало поступать около тысячи новых химических продуктов, перевозиться 4 млн. тонн опасных материалов, а также образовывалось примерно 290 млн. тонн отраслевых промышленных отходов. Энергонасыщенные и использующие опасные вещества объекты концентрируются. Только в сфере энергетики ежегодно в мире добывалось, транспортировалось, хранилось и использовалось около 10 млрд. т условного топлива. Поворот гражданской обороны к решению задач мирного времени означал новый качественный этап ее существования, который оказался не простым. Происходит изменение шкалы ценностей, причем все явственней обнаруживается приоритет гуманистических и социальных целей. Если раньше говорили о гражданской обороне как об одном из важнейших стратегических факторов обороноспособности страны, то в начале перестройки стали говорить и о социальной направленности ее задач, их гуманном характере. При этом следует иметь в виду, что гражданская оборона одновременно практически готовит себя к действиям в условиях войны.

Кроме того, новая задача потребовала осуществления и ряда конкретных мероприятий. Прежде всего тех, которые должны быть ориентированы на повышение ее готовности в условиях мирного времени. Так, одним из важнейших решений того времени было иметь в штабах ГО два оперативных плана гражданской обороны: план ГО на военное время и отдельно план ГО мирного времени на случай возможных ЧС, связанных с возникновением стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Штабы ГО областей (краев, АССР), на территории которых размещены атомные, химические и другие потенциально опасные объекты, должны были иметь такую организационно-штатную структуру, которая обеспечивала бы эффективное выполнение задач и исключала бы необходимость ее перестройки при возникновении ЧС. Предполагалось изменить порядок оповещения. Звук сирены теперь должен означать сигнал «ВНИМАНИЕ ВСЕМ». По этому сигналу жители соответствующих районов включают телевизоры, радиоприемники и получают по ним речевую информацию по чрезвычайной ситуации, в том числе конкретные сведения о своих действиях. Менялся характер эвакуации. В мирное время она стала иметь большое разнообразие форм и методов. Теперь она может проводиться заблаговременно при угрозе аварий, катастроф и стихийных бедствий, экстренно в ходе ЧС и после них. Накопленный фонд защитных сооружений должен использоваться в повседневной обстановке в народно-хозяйственных целях (под пункты управления, склады, производственные помещения, учреждения соцкультбыта, классы и т.д.). Предполагалось изменить принцип создания защитных сооружений. Вместо строительства защитных сооружений, приспосабливаемых под народнохозяйственные цели, необходимо возводить сооружения подземного пространства городов, приспосабливаемых под защитные сооружения.

Радиационная и химическая защита в части защиты населения должна была осуществляться путем обеспечения соответствующих категорий населения средствами индивидуальной защиты, своевременным использованием последних и внедрением режимов радиационной защиты. В отличие от военного времени в мирное время эти средства необходимо максимально приблизить к населению. На радиационных и химически опасных объектах и объектах, находящихся в зонах возможного заражения, средства защиты должны находиться непосредственно на рабочих местах персонала. В жилых районах, попадающих в зоны возможного заражения, средства защиты должны храниться в квартирах населения. С этой целью следует указанные средства или продавать населению, или обеспечить его ими за счет близлежащих потенциально опасных объектов либо бюджетов местных органов. В предшествующие годы силы ГО создавались, технически оснащались и готовились в основном к решению задач военного времени и только часть из них содержалась в повышенной готовности на случай внезапного нападения противника. На данном этапе уже значительная часть сил содержалась в состоянии реальной постоянной готовности к действиям в ЧС мирного времени. Таким образом, небольшой перечень примеров предполагаемых и отчасти исполняемых преобразований в системе ГО достаточно ярко показывает, что вопросы реформирования ГО являются не только внутренней, а общегосударственной и общенародной задачей. Эти вопросы затрагивают государственные и общественные устои. Более того, много инициатив идет снизу. После землетрясения в г. Спитаке (Армения, 1988) на местах стали создаваться добровольные и штатные подразделения спасателей. Все эти спасательные формирования, создаваемые в инициативном порядке, были объединены в единую Союзную Ассоциацию спасателей. Особое значение в деле становления спасательных формирований СССР имело Постановление Совета министров СССР от 30 ноября 1990 года № 1201 «Вопросы ассоциации спасательных формирований СССР». Постановлением подразделения аварийно-спасательных формирований СССР включались в состав сил, привлекаемых к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других ЧС.

Вполне понятно, что защита от ЧС мирного времени в сознании людей превалирует. Поэтому в соответствии с Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 года на базе Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совете министров РСФСР и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР). Этим самым было положено начало создания в России современной государственной системы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

В 1993 году был сделан важнейший шаг по совершенствованию гражданской обороны страны, повышению её боеготовности. В этих целях Советом Министров -Правительством Российской Федерации 1 марта 1993 г. были приняты важные постановления по вопросам, имеющим непосредственное отношение к гражданской обороне: «Об укомплектовании войск гражданской обороны Российской Федерации», «О порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» и «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороной в Российской Федерации было возложено на Председателя Совета Министров -Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником Гражданской обороны страны. Его первым заместителем был определен Председатель ГКЧС России.

Руководство гражданской обороной в субъектах Российской Федерации, районах и городах, в федеральных органах исполнительной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях, независимо от форм собственности, было возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, руководителей учреждений, организаций и предприятий. На них же была возложена персональная ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных средств защиты и имущества гражданской обороны на подведомственных территориях и объектах.

В начале 1998 года вступил в действие Федеральный закон «О гражданской обороне». Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом. Это дало возможность приступить к дальнейшей реорганизации гражданской обороны страны в целях повышения её готовности к защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении современных войн, а также при чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время.

Силы и средства гражданской обороны неоднократно использовались при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций. Так, когда в ноябре 2005 года в китайской провинции Цзилинь произошла серия взрывов на химической фабрике, в результате которых в реку Сунгари вылилось около 100 тонн опасных веществ (в основном, бензола и нитробензола) и 16 декабря пятно достигло Амура, для выполнения задач мониторинга была мобилизована практически вся сеть наблюдения и лабораторного контроля Хабаровского края. В первую очередь, были задействованы наиболее универсальные лаборатории «Водоканала», «ХабЭнерго» и ДВО РАН. С целью недопущения трансграничного переноса опасных химических веществ к водозаборам поселений и главному водозабору питьевого водоснабжения Хабаровска были развернуты гидротехнические работы. Для этого совместно с китайскими специалистами была перекрыта дамбой протока Казакевичева, что исключило попадание загрязненных вод в Амурскую протоку и далее — на водозаборы Хабаровска. Была также перекрыта протока Пензенская и чистые амурские воды пошли ближе к Хабаровску и разбавили загрязненные. Все водозаборы Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурска и Николаевска-на-Амуре были переведены на работу на активированном угле. Технологии и оборудование очистных сооружений хабаровского «Водоканала» были подготовлены для нейтрализации нитробензолов при уровнях от двух ПДК. В дальнейшем превышения концентрации опасных веществ не зафиксировано, ггитьевая вода в системах водоснабжения отвечала санитарным нормам.

В ноябре 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Положение о гражданской обороне Российской Федерации», которое определило порядок подготовки к ведению и порядок ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия гражданской обороны, направленные на выполнение задач гражданской обороны.

Реализация комплекса мероприятий по совершенствованию гражданской обороны позволила в августе 2008 года силами гражданской обороны эффективно осуществить гуманитарную операцию по оказанию помощи населению Южной Осетии, пострадавшему от агрессии Грузии. В результате из зоны конфликта было эвакуировано более 37 тыс. человек, были развернуты стационарные пункты временного размещения на шесть тысяч человек. Для оказания помощи пострадавшим в зону конфликта в течение трех первых суток было доставлено 11500 тонн гуманитарного груза.

В период жаркого лета 2010 года силы гражданской обороны, включая спасательные воинские формирования, приняли непосредственное участие в ликвидации крупных природных и лесных пожаров, показав на практике свои возможности по эффективному выполнению поставленных задач.

В марте 2011 года в связи со сложной обстановкой на японских АЭС, включая аварию на «Фукусиме», была развернута сеть наблюдения и лабораторного контроля для ведения мониторинга радиационной обстановки на Дальнем Востоке.

В современных условиях гражданская оборона решает спектр задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей, от опасностей мирного и военного времени. Усилиями МЧС России гражданская оборона приобрела современный облик и продолжает развиваться с учетом изменений в государственном устройстве, экономической и социальной сферах России, а также в соответствии с военно-политической обстановкой в мире.

В настоящее время совершенствуется система управления и оповещения. Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты.

В современных условиях государство и гражданская оборона неотделимы. С одной стороны она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой — организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени. Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.

04 октября 2016
№ п/п Наименования мероприятий
1. Организация Всероссийского открытого урока «Основы безопасности жизнедеятельности» с проведением тренировок по защите детей и персонала от чрезвычайных ситуаций
2. Проведение рекогносцировки районов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей с целью уточнения маршрутов, мест размещения и порядка жизнеобеспечения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы
3. Проведение торжественных мероприятий, посвященных 84-й годовщине образования гражданской обороны
4. Участие органов управления в штабной тренировки по гражданской обороне по теме: «Организация выполнения мероприятий по гражданской обороне в условиях возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации»
5. Проведение Дня знаний по гражданской обороне
6. Обновление учебно-методической базы по тематике гражданской обороны, в том числе уголков гражданской обороны, изготовление стендов, плакатов, памяток по тематике гражданской обороны и защиты населения
7. Размещениев средствах массовой информации материалов, статей и публикаций по тематике гражданской обороны, а также о порядке действий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
8. Организация освещения в средствах массовой информации мероприятий, посвященных 84-й годовщине образования гражданской обороны и месячнику гражданской обороны
9. Организация выступлений руководящего состава
10. Организация посещения руководителей органов местного самоуправления объектов гражданской обороны
11. Проведение дня открытых дверей для учащихся образовательных организаций и населения в ПЧ № 113
12. Организация проведения занятий на объектах гражданской обороны с изучением основных способов защиты населения, с учетом внедрения новых подходов к инженерной защите населения, накоплению средств индивидуальной защиты, эвакуации материальных и культурных ценностей в безопасные районы
13. Проведение выставки современной и раритетной техники, оборудования, инструментов, средств спасения и имущества гражданской обороны
14. Организация проведения занятий с неработающим населением по вопросам ГО
15. Информирование населения о порядке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций в местах массового пребывания людей
16. Проведение проверки системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновения чрезвычайных ситуаций
17. Представление отчета о проведенных мероприятиях, в рамках месячника гражданской обороны, в Главное управления МЧС России по Свердловской области
23 сентября 2016

Огненная стихия огня — она одновременно и прекрасна и опасна, она привлекает и обжигает. Человеку приходится балансировать между этими двумя, неразрывно связанными между собой, ипостасями огня и не всегда ему удается сохранить это хрупкое равновесие.

С самых первых моментов расселения людей вдоль Уральского хребта им приходилось сталкиваться с грозной стихией огня. Пожары провоцировали огромные лесные богатства уральского края. Кроме того, на Урале рано стали развиваться пожароопасные производства: выплавка чугуна, медеплавильное производство и т.д. Все это, вместе взятое, способствовало обострению пожароопасной обстановки и, как следствие, повышенное внимание к проблеме обеспечения пожарной безопасности региона.

История пожарной охраны на территории Свердловской области начинается одновременно с появлением первых крупных поселений на Урале.

В 1718 году от сильного пожара практически был уничтожен Уктусский доменный завод, предтеча Екатеринбурга. Доменное производство нужно было восстанавливать, и 22 апреля 1722 года Петром 1 был подписан Указ о строительстве на реке Исети нового металлургического завода-крепости.

Строительство началось в 1723 году под руководством Василия Никитича Татищева, специально присланного для этого на Урал царем. И уже 16 октября 1723 года была издана особая инструкция «О нестроении жилых домов без чертежей».

К 1725 году в городе насчитывалось свыше 200 жилых домов. Застройка велась в строгом плановом порядке; своими широкими прямыми улицами, общей планировкой город напоминал столицу на Неве.

В феврале 1725 года был издан указ, которым екатеринбургскому комиссару Неклюдову предлагалось разломать в крепости все дворы, «которые не против чертежей строены». Строгое распоряжение сие следовало рассматривать прежде всего как противопожарную меру.

Татищева на посту главного управителя уральских и сибирских заводов сменил Вильям де Геннин. Известен целый ряд его распоряжений, имевших целью навести порядок в столь важном деле, как ослабление пожарной опасности, и приучить население, всех, без различия чина и звания, к организованной борьбе с огнем.

В 1735 году, после большого пожара на домне Екатеринбургского завода, доменное производство было перенесено на Верх-Исетский завод (для чего построили две домны), а здесь продолжал действовать монетный двор.

И, тем не менее, пожары продолжали бушевать на Урале.

Сохранилось свидетельство о полном выгорании Ирбита в 1790 году. Мая 30-го дня из Екатеринбургского городского магистрата поступило сообщение: неведомо отчего во 2-м часу загорелся город Ирбит с гостиным двором. Через два часа от 225 обывательских домов осталось только 6. Доносил бургомистр Егор Егоров.

В 1818 году страшный пожар опустошил правобережную часть Екатеринбурга, сгорело более 250 домов.

Пожары в Екатеринбурге, где находился центр управления горной промышленностью края, тушили жители города с участием солдат местного гарнизона.

11 мая 1849 года при полицейской управе города Екатеринбурга утверждается штат пожарных в 20 человек, на которых предусматривалось 20 лошадей, 2 бочки, 8 заливных труб, а также топоры, багры, ломы.

По императорскому указу 1857 года город Екатеринбург был включен в перечень российских городов, где предусматривалось обязательное наличие профессиональной пожарной команды со штатом, соответствующим количеству населения. По штатному расписанию 1857 года в пожарной команде города состоял один брандмейстер (урядник 1-й статьи), два старших унтер-брандмейстера, два младших унтер-брандмейстера и 46 рядовых пожарных, в общем количестве 51 человек. На них полагалось 45 лошадей, 8 труб, дрог летних и зимних — по 2 штуки, бочек — 12, лестниц — 10 штук.

Вскоре после утверждения штата самостоятельной пожарной команды в городе Екатеринбурге была построена пожарная часть, которая располагалась по ул. Уктусской (ныне это ул. 8-е Марта). Теперь на этом месте размещается театр Эстрады.

В конце 19 века на Вознесенском проспекте (ныне ул. К.Либкнехта) была построена пожарная часть № 2, которая защищала левобережную часть города. На территории этой части и располагается сегодня областное управление государственной противопожарной службы.

Основное здание части было двухэтажным. На первом этаже находились конюшни конного пожарного обоза. На втором этаже размещались казармы для рядовых служителей. Рядом располагалась пожарная каланча высотой 24 метра, со смотровой площадки которой каланчевый вел наблюдение за окрестностями. При установлении пожара о нем сообщалось зажженными керосиновыми фонарями. Количество горящих фонарей обозначало район города, где произошел пожар. Так о пожарах оповещали ночью, а днем вывешивали черные просмоленные шары. Если же случался особенно крупный пожар, то тогда на каланче зажигался красный фонарь, а днем вывешивался красный флаг, и уже все силы пожарных дожны были направляться к месту тушения пожара.

Для скорейшего всеобщего оповещения звонили в пожарный колокол, который висел на столбе во дворе пожарной части, и конный пожарный обоз выезжал на тушение пожара.

«Положением о городских самоуправлениях», изданным в 1861 году, пожарная охрана из ведения полиции была передана в ведение городских самоуправлений.

В 1870 году вышло «Обязательное постановление для жителей города Екатеринбурга»:

«1. Дворовые места, имеющие в которую-либо сторону менее 10 саженей, считаются маломерными....

3. Смешанные из камня и дерева — по этажам — постройки причисляются к деревянным и подчиняются установленным для последних правилам....

22. Появляется в обязанность обывателям домов иметь в каждой улице ночных сторожей, которые должны находиться на своих местах....с 7 часов вечера до 6 часов утра. Обязательно иметь одного сторожа на дистанции 256 саженей по протяжению улицы.

23. Для наблюдения за добросовестным и усердным исполнением ночными сторожами своих обязанностей обыватели избирают из своей среды на три года старост на один или несколько участков, смотря по удобству надзора. О неисправном содержании караула в каком-либо участке старосты обязаны неотлагательно заявлять полиции....

27. Старосты наблюдают за исполнением всех городских обязательных противопожарных постановлений, которые им выдаются Городской Управою...

30. Сторожа должны быть не моложе 25 лет, трезвого поведения и благонадежные.

31. Ночные сторожа имеют свистки, а на шапке значки, означающие номер участка, выдаваемые Городской Управою».

С 1873 года прекратилось формирование пожарных команд из отставных и немощных солдат, и набирали уже по вольному найму на договорных условиях.

В своем стремлении защитить город от огненной опасности пожарные были не одиноки, а наоборот, пользовались поддержкой всего населения Екатеринбурга.

В конце мая 1879 года было образовано Екатеринбургское Вольное пожарное общество.

Инициатором создания Вольного пожарного общества стал служащий городской управы Гуго Карлович Лемке. Известный своей любовью к пожарному делу, опытностью и распорядительностью, он был выбран командиром дружины. Члены общества проходили специальную подготовку и выезжали на тушение пожаров для помощи пожарным.

Екатеринбургское Вольное пожарное общество существовало на членские взносы, пожертвования-взносы почетных членов, сборы со спектаклей и концертов, субсидии страховых обществ, платы за прокат имущества и лотереи, организуемые специально для этой цели.

Общество покупало для екатеринбургских пожарных частей инвентарь, лошадей. В середине 70-х годов была приобретена паровая пожарная машина — высшее достижение пожарной техники того времени. Совет общества располагал обширными материалами по пожарному делу, вел статистику пожаров.

В 1893 году Екатеринбургское общество стало членом Императорского Российского пожарного общества, а также, в 1899 году, записалось в члены страхового «Общества Голубого креста», а с 1901 года стало его действительным членом и, как поясняется в отчете «страхуя своих членов на случай смерти и потери трудоспособности в размере 1000 рублей каждого».

В начале 20 века Екатеринбургское Вольное пожарное общество имело в своем составе 280 человек. Оно содержало при городском пожарном обозе 7 огнегасительных машин (т.е. ручных пожарных насосов), одну паровую машину и один насос с 3-мя заливными рукавами. «Машины эти обращаются в действие при пожарах наравне с машинами городского пожарного обоза, а уважаемые члены пожарного общества, с примерною скоростью являясь на пожары, работают самоотверженно и направляемые опытными начальниками отрядов, достигают своими действиями блестящих результатов» (Из отчета Екатеринбургского Вольного пожарного общества, 1902 год).

Одновременно, с возникновением Вольного пожарного общества, была создана и первая городская пожарная организация Екатеринбурга — городской пожарный комитет, который, позднее, по «Положению 1892 года», был преобразован в городскую пожарную комиссию. Екатеринбургская городская дума передала в полное распоряжение комитета все пожарные обозы и пожарную команду города.

Несмотря на принимаемые меры, огонь брал свою дань, о чем свидетельствует екатеринбургская пожарная хроника:

1889 год — опустошительный пожар в 4-й части Екатеринбурга;

1895 год — пожар в музее Уральского общества любителей естествознания;

1913 год — сгорел городской цирк;

Общество было заинтересовано в установлении надежного заслона от огненной опасности и поэтому екатеринбургская городская дума, в лице ее пожарного комитета, уделяла этой проблеме большое внимание. Закупалось необходимое противопожарное оборудование, причем, часто, оно изготавливалось на екатеринбургских промышленных предприятиях. Например, екатеринбургский механический завод мадам А.Ф. Войтяховой уже в конце прошлого века производил ручные пожарные насосы самой различной модификации.

В 1902 году Екатеринбург охраняли две пожарные части. В составе пожарной команды было 50 пожарных служителей во главе с брандмейстером, при обозе состояло 49 лошадей, 7 ручных пожарных насосов, 33 бочки.

Накануне 1917 года на две пожарные части приходилось уже 92 пожарных, на вооружении у них было 9 ручных пожарных насосов. Но они пользовались неограниченной помощью добровольной пожарной дружины, в лице которой горожане принимали участие в противопожарной защите Екатеринбурга.

После Октябрьского переворота и последующие годы гражданской войны пожарная охрана России переживала очень большие трудности. В пылу политических страстей и военных действий гражданской войны, а также тяжелого экономического положения страны, трудно было поддерживать противопожарную защиту общества на должном уровне.

Особенно трудно это было сделать в разгар боевых действий гражданской войны, когда через Урал, и Екатеринбург в частности, прокатывались волны сражений между боевыми соединений красных и белых.

Имущество пожарных команд, их противопожарное оборудование частично было разграблено, а многие работники пожарной охраны разошлись по разные стороны баррикад. Брандмейстеры и их помощники были изгнаны из пожарных частей или сами ушли со своих постов. Новому командному составу, выдвинутому во многих случаях из рядового состава, это вчерашние трубники и топорники, не хватало технических знаний, они не имели достаточного опыта руководства тушением крупных пожаров, но оставшиеся работники пожарной охраны, верные своему долгу, с честью выдержали испытание, не допустили разгула огненной стихии.

17 апреля 1918 года правительство Российской Федерации принимает декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», где рассматривались основные вопросы развития пожарного дела в нашей стране. Декрет заложил основы организации оперативно-служебной деятельности пожарной охраны России уже в новых условиях.

Пожарная охрана страны, и Урала в частности, растет и укрепляет постепенно свои позиции. В начале 20-х годов Екатеринбург охраняли три пожарные части и насчитывалось 166 пожарных. Уже в 1923 году на вооружении екатеринбургских пожарных появились три пожарных автомобиля.

Всеми противопожарными мероприятиями в городе ведал пожарный подотдел городского коммунального хозяйства. Работой пожарной команды руководил опытный специалист и умелый организатор брандмайор Николай Иванович Ананьин. Это первый брандмайор нашего города, занимавший эту должность более десяти лет. Во главе пожарных частей стояли брандмейстеры.

По данным на 1 октября 1927 года Екатеринбургская городская пожарная охрана представляла собой мобильное и достаточно хорошо оснащенное подразделение и насчитывала уже 352 штатных пожарных, 10 автомобилей, 56 моторных и ручных насосов, 152 конных хода.

А в 1928 году на вооружении пожарной охраны Свердловской области было уже 32 пожарных автомобиля, а на параде 11 июля 1929 года по площади 1905 года проехало восемь пожарных машин.

В мае 1927 года в Свердловске начал действовать водопровод с 97 гидрантами давлением 6 атмосфер.

!934 год — для свердловских пожарных стал переломным. В этом году было образовано Главное управление пожарной охраны в составе МВД, а в уральском регионе из огромной Уральской области выделилась Свердловская область. Все это вылилось в создание Управления пожарной охраны Свердловской области, что позволило более эффективно решать проблемы обеспечения противопожарной защиты уже в масштабах Свердловского областного гарнизона пожарных.

В связи с ростом экономики, усложнением промышленного производства, стала остро ощущаться потребность в высококвалифицированных специалистах, и это в полной мере касалось и специалистов пожарной охраны. В декабре 1931 года был создан Уральский пожарный техникум, преобразованный впоследствии в пожарно-техническое училище МВД. В 2000 году оно стало филиалом Академии государственной противопожарной службы МВД России.

В 1927 году в Свердловске появилась телефонная связь и оперативность пожарной охраны резко выросла.

В предвоенные годы происходит техническое перевооружение пожарной охраны, она оснащается самыми современными для того времени механизированными средствами тушения. В 1938 году на вооружении пожарных Свердловской области было уже 220 основных пожарных автомобилей и 5 автомобилей спецназначения.

Годы Великой Отечественной войны явились временем суровых испытаний для всего российского народа, а также проверкой боеготовности пожарной охраны России. Свердловский гарнизон пожарных достойно прошел этот путь вместе со всей страной. Из состава гарнизона ушли защищать Родину 397 человек.

Высокого звания Героя Советского Союза был удостоен бывший боец первой части г. Свердловска Борис Андреевич Пискунов.

Мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины. 501 свердловчанка пришла на службу в пожарную охрану области. В частях до 70% было девушек. Они трудились рядовыми бойцами, телефонистками, шоферами, вели профилактическую работу на объектах.

В годы войны в Свердловскую область было эвакуировано более 200 предприятий и построено более 50 новых заводов. Количество жителей удвоилось. Свердловск стал городом республиканского значения. И в этих условиях для создания надежного противопожарного заслона огромное значение имели профилактические мероприятия. Органы Госпожнадзора сумели так организовать работу по профилактике пожаров, что в годы войны отмечалось неуклонное снижение числа пожаров от бытовых и производственных причин. Если в 1941 году по Свердловской области произошло 1830 пожаров, то в 1945 году их было уже только 893. Это испытание пожарные Урала с честью выдержали.

Работа пожарных в годы Великой Отечественной войны была высоко оценена. За мужество и отвагу 900 бойцов огненного фронта Свердловской области были награждены орденами и медалями.

Вернувшись с фронтов Великой Отечественной войны, пожарные-фронтовики продолжали свою войну, но уже с огненной опасностью.

Послевоенная история пожарной охраны Свердловской области — это история дальнейшего становления и укрепления Свердловского гарнизона пожарных.

Послевоенная история Свердловского гарнизона пожарных — это история дальнейшего становления и укрепления системы противопожарной защиты Свердловской области.

За эти годы была полностью обновлена его техническая база, что позволяет вести борьбу с огнем на уровне современных достижений технического прогресса.

В гарнизоне произошли большие структурные изменения; качественно изменились организационные принципы работы. Главной целью всей работы, проводимой в Свердловском гарнизоне, является стремление к тому, чтобы все подразделения гарнизона работали, как единый отлаженный механизм, который эффективно решает все поставленные перед ним задачи. Свердловский гарнизон государственной противопожарной службы имеет славную боевую историю. Опытные кадры пожарных бойцов воспитаны на боевых традициях уральских пожарных. Пожарная безопасность региона находится в надежных руках.

23 сентября 2016

Среди защитных мероприятий гражданской обороны, осуществляемых заблаговременно, особо важное место занимает организация оповещения органов гражданской обороны, формирований и населения об угрозе нападения противника и о применении им ядерного, химического, бактериологического (биологического) оружия и других современных средств нападения. Особое значение оповещение приобретает в случае внезапного нападения противника, когда реальное время для предупреждения населения будет крайне ограниченным и исчисляться минутами.

По данным зарубежной печати, считается, что своевременное оповещение населения н возможность укрытия его за 10-15 мин после оповещения позволит снизить потери людей при внезапном применении противником оружия массового поражения с 85 % до 4-7 %. Поэтому защита населения от оружия массового поражения даже при наличии достаточного количества убежищ и укрытий будет зависеть от хорошо организованной системы оповещения, организация которой возлагается на штабы гражданской обороны.

Современные системы дальнего обнаружения позволяют быстро определить не только место и направление движения носителя, но и время его подлета. Это обеспечивает передачу сигнала по системе оповещения до штабов гражданской обороны и объектов.

Оповещение организуется для своевременного доведения до органов гражданской обороны, формирований и населения сигналов, распоряжений и информаций гражданской обороны о эвакуации, воздушном нападении противника, радиационной опасности, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе затопления, начале рассредоточения и др.

Эти сигналы и распоряжения доводятся до штабов гражданской обороны объектов централизованно. Сроки доведения их имеют первостепенное значение. Сокращение сроков оповещения достигается внеочередным использованием всех видов связи, телевидения и радиовещания, применением специальной аппаратуры и средств для подачи звуковых и световых сигналов.

Все сигналы передаются по каналам связи и радиотрансляционным сетям, а также через местные радиовещательные станции. Одновременно передаются указания о порядке действий населения и формирований, указываются ориентировочное время начала выпадения радиоактивных осадков, время подхода зараженного воздуха и время подхода зараженного воздуха и вид отравляющих веществ.

1.1. Сигналы, поданные вышестоящим штабом, дублируются всеми подчиненными штабами.

С целью своевременного предупреждения населения городов и сельских населенных пунктов о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или другого оружия и необходимости применения мер защиты установлены следующие сигналы оповещения гражданской обороны: "Воздушная тревога«­ «Отбой воздушной тревоги»; «Радиационная опасность»; «Химическая тревога».

В штабах гражданской обороны городов могут устанавливаться разнообразная сигнальная аппаратура и средства связи, которые позволяют с помощью пульта включать громкоговорящую связь и квартирную радиотрансляционную сеть, осуществлять одновременный вызов руководящего состава города и объектов народного хозяйства по циркулярной телефонной сети, принимать, распоряжения вышестоящих штабов и передавать свои распоряжения и сигналы оповещения штабам гражданской обороны объектов и населению.

Сигнал «Воздушная тревога» подается для всего населения. Он предупреждает о непосредственной опасности поражения противником данного города (района). По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание1 Внимание! Граждане! Воздушная тревогам Воздушная тревога!» Одновременно с этим сигнал дублируется звуком сирен, гудками заводов и транспортных средств. На объектах сигнал будет дублироваться всеми, имеющимися в их распоряжении средствами. Продолжительность сигнала2-3 минуты.

По этому сигналу объекты прекращают работу, транспорт останавливается и все население укрывается в защитных сооружениях. Рабочие и служащие прекращают работу в соответствии с установленной инструкцией и указаниями администрации, исключающими возникновение аварий. Там, где по технологическому процессу или требованиям безопасности нельзя остановить производство, остаются дежурные, для которых строятся индивидуальные убежища.

Сигнал «Воздушная тревога» может застать людей в любом месте и в самое неожиданное время. Во всех случаях следует действовать быстро, но спокойно, уверенно и без паники. Строгое соблюдение правил поведения по этому сигналу значительно сокращают потери людей.

Сигнал «Отбой воздушной тревоги» передается органами гражданской обороны. По радиотрансляционной сети передается текст: «Внимание! Внимание граждане! Отбой воздушной тревоги? Отбой воздушной тревоги». По этому сигналу население с разрешения комендантов (старших) убежищ и укрытий покидает их. Рабочие и служащие возвращаются на свои рабочие места и приступают к работе.

В городах (районах, по которым противник нанес удары оружием массового поражения, для укрываемых передается информация об обстановке, сложившейся вне укрытий, о принимаемых мерах по ликвидации последствий нападения, " режимах поведения населения и другая необходимая информация для последующих действий укрываемых.

Сигнал «Радиационная опасность» подается в населенных пунктах и районах, по направлению к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса.

По сигналу «Радиационная опасность» необходимо надеть респиратор, противопылевую тканевую маску или ватно-марлевую повязку, а при их отсутствии -противогаз, взять подготовленный запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и уйти в убежище, противорадиационное или простейшее укрытие.

Сигнал «Химическая тревога» подается при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологического нападения (заражения). По этому сигналу необходимо быстро надеть противогаз, а в случае необходимости — и средства защиты кожи и при первой же возможности укрыться в защитном сооружении.

Если защитного сооружения поблизости не окажется, то от поражения аэрозолями отравляющих веществ и бактериальных средств можно укрыться в жилых, производственных или подсобных помещениях.

Если будет установлено, что противник применил бактериологическое (биологическое) оружие, то по системам оповещения население получит рекомендации о последующих действиях.

Необходимо быть предельно внимательными и строго выполнять распоряжения органов гражданской обороны. О том, что опасность нападения противника миновала, и о порядке дальнейших действий распоряжение поступит по тем же каналам связи, что и сигнал оповещения.

Основной способ оповещения населения. Содержание речевой информации.

Основным способом оповещения населения о возникновении опасности и порядке действий является передача сообщения средствами радио и телевидения.

При аварии на химическом объекте содержание информации может быть следующим: «Внимание! Говорит штаб гражданской обороны города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого вещества — аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении поселка Заречный. Населению улиц Новая, Зеленая, Садовая находиться в зданиях. Провести герметизацию своих жилищ. Населению улиц Заводская, Кузнечная немедленно покинуть жилые дома, учреждения, учебные заведения и выйти в район озера Ближнее. В дальнейшем действовать в соответствии с нашими указаниями».

При аварии на АЭС : «Внимание! Говорит штаб гражданской обороны района. Граждане! Произошла авария на атомной электростанции. В районе поселка Новоспасский ожидается выпадению радиоактивных веществ. Населению поселка находиться в жилых домах. Провести герметизацию помещений и подготовиться к эвакуации. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями штаба ГО».

При наводнении: «Внимание! Говорит штаб гражданской обороны района. Граждане! В связи с внезапным повышением уровня воды в реке Серебрянка ожидается подтопление домов в районе улиц Некрасова, Речная, Железнодорожная и поселка Северный. Населению этих улиц и поселка собрать необходимые вещи, продукты питания на 3 дня, воду, отключить газ и электроэнергию и выйти в район школы № 7 для регистрации на сборном эвакопункте и отправки в безопасные районы».

Примерно такие же сообщения будут переданы в случае угрозы других аварий, катастроф и стихийных бедствий.

При возникновении угрозы нападения противника местными органами власти и штабами ГО с помощью средств массовой информации передаются населению постановления или распоряжения о порядке действий. С этого времени радиоточки, телевизоры должны быть постоянно включены для приема новых сообщений. В кратчайшие сроки население должно принять необходимые меры защиты и включиться в выполнение мероприятий, проводимых ГО.

Очень важно сразу уточнить место ближайшего убежища (укрытий) и пути подхода к нему. Если поблизости нет защитных сооружений, нужно немедленно приступить к строительству простейшего укрытия либо приспособлению заглубленных помещений (даже 1-го этажа каменного здания) под ЯРУ. В этой работе активное участие должны ­также принять учащиеся старшеклассники.

Необходимо привести в. готовность средства индивидуальной защиты, приспособить подручные средства, достать домашнюю аптечку.

В жилых помещениях следует провести герметизацию окон, дверей, противопожарные мероприятия; принять меры к предохранению продуктов питания, воды от возможного заражения (загрязнения).

Необходимо подготовить все самое необходимое на случай эвакуации.

В последующем при непосредственной опасности ударов противника с воздуха подается сигнал «Воздушная тревога!»- Ему предшествует сигнал «Внимание всем!», а затем средствами радио и телевидения будет передано: «Внимание! Внимание! Говорит 10 1 штаб гражданской обороны. Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога! Отключите свет, газ, воду, погасите огонь в печах. Возьмите средства индивидуальной зашиты, документы, запас продуктов и воды. Предупредите соседей и при необходимости помогите больным и престарелым выйти на улицу. Как можно быстрее дойдите до защитного сооружения или укройтесь на местности.

Соблюдайте спокойствие и порядок. Будьте внимательны к сообщениям гражданской обороны»!

После сигнала «Внимание всем!» может последовать и другая информация, например о надвигающейся угрозе радиоактивного или бактериологического заражения. И в этих случаях будет передано краткое сообщение о порядке действий и правилах поведения.

2. Действия населения в зоне радиоактивного заражения (загрязнения).

При нахождении в зоне радиоактивного заражения (загрязнения) необходимо строго выполнять режим радиационной защиты, устанавливаемый штабом ГО в зависимости от степени заражения (загрязнения) района. Если по какой-либо причине не поступит сообщения ГО, некоторое время можно руководствоваться следующим.

В зоне умеренного заражения население находится в укрытии, как правило, несколько часов, после чего оно может перейти в обычное помещение. Из дома можно выходить в первые сутки не более чем на 4 час.

В зоне сильного заражения люди должны быть в убежищах (укрытиях) до трех суток, при крайней необходимости можно выходить на 3-4 ч в сутки. При этом необходимо надевать средства защиты органов дыхания и кожи.

В зоне опасного заражения люди должны быть в укрытиях и убежищах трое суток и более, после чего можно перейти в жилое помещение и находиться в нем не менее четырех суток. Выходить из помещения на улицу можно только на короткий срок (не более чем на 4 ч в сутки).

В зоне чрезвычайно опасного заражения пребывание населения возможно только в защитных сооружениях с коэффициентом ослабления дозы облучения около 1000.

Во всех случаях при нахождении вне укрытии и зданий применяются средства индивидуальной защиты. В качестве профилактического средства, уменьшающего вредное воздействие радиоактивного облучения, используются радизащитные таблетки из комплекта АИ.

2.1. Типовые режимы радиационной защиты.

Режим радиационной защиты — это порядок действий населения, применения средств и способов защиты в зонах радиоактивного заражения (в результате ядерного взрыва), предусматривающий максимальное уменьшение возможных доз облучения.

Режим радиационной защиты № 1 применяется в населенных пунктах в основном с деревянными постройками, обеспечивающими ослабление радиации в 2 раза, и ПРУ, ослабляющими радиацию в 50 Раз (перекрытые щели, подвалы).

Режим радиационной защиты № 2 предусматривается для населенных пунктов с каменными одноэтажными постройками, обеспечивающими ослабление радиации в 10 раз, и ПРУ, ослабляющими радиацию в 50 раз.

Режим радиационной защиты № 3 разработан для населенных пунктов с многоэтажными каменными постройками, обеспечивающими ослабление радиации в 20-30 раз, и ПРУ, ослабляющими радиацию в 200-400 раз (подвалы многоэтажных зданий).

Каждый режим радиационной защиты определяет время, в течение которого необходимо постоянно находиться в ПРУ (1 этап), затем поочередно в ПРУ и дома (2 этап) и, наконец, преимущественно дома с кратковременным выходом на улицу по неотложным делам в целом не более чем на 1 ч (3 этап).

В районам сильного радиоактивного загрязнения в результате аварии на АЭС население должно быть эвакуировано в максимально короткие сроки. Жители прилегающих районов, где мощность дозы излучения не превышает 5 мР/ч (так называемых районов строгого контроля), должны выполнять гигиенические требования, в частности, ежедневно проводить влажную уборку жилых помещений, как можно чаще мыть руки с мылом, соблюдать правил хранения продуктов питания и воды (эти правила жизнедеятельности разработаны штабами ГО и органами здравоохранения. Этими же органами проводится полная профилактика населения.

3. Действие населения в зоне химического заражения.

В зоне химического заражения следует находиться в убежище (укрытии) до получения распоряжения о выходе из него. Выходить из убежища (укрытия) необходимо в надетых средствах защиты органов дыхания.

Направление выхода из зоны заражения обозначается указательными знаками, при их отсутствии надо выходить в сторону, перпендикулярную направлению ветра.

В зоне заражения нельзя брать что-либо с зараженной местности, садиться и ложиться на землю. Даже при сильной усталости нельзя снимать средства индивидуальной защиты. Если капли ОВ, ДЯВ попали на открытые участки тела или одежду надо немедленно провести их обработку с помощью ИПП.

После выхода за пределы зоны заражения снимать средства индивидуальной защиты, и особенно противогаз, без разрешения нельзя, потому что поверхность одежды, обуви и средств зашиты может быт заражена ОВ. Получившим поражения необходимо немедленно оказать первую медицинскую помощь: ввести противоядие (антидот) обработать открытые участки тела с помощью содержимого ИПП. после чего доставить их на медицинский пункт. Все вышедшие из зоны заражения обязательно проходят полную санитарную обработку и дегазацию одежды на специальных обмывочных пунктах.

4. Действия населения в очаге бактериологического поражения.

В очаге бактериологического поражения для предотвращения распространения инфекционных заболеваний может быть введен специальный режим — карантин или обсервация.

Население, находящееся в очаге бактериологического поражения, должно строго соблюдать требования медицинской службы гражданской обороны, особенно режим питания. В пищу разрешается употреблять только те продукты, которые хранились в холодильниках или в закрытой таре. Кроме того, как пищу, так и воду для шитья следует обязательно подвергать термической обработке.

Большое значение в этих условиях приобретает постоянное содержащие в чистоте жилищ, дворов, мест общего пользования. Необходимо тщательно выполнять требования личной гигиены: еженедельно мыться, менять нательное и постельное белье, соблюдать чистоту рук, волос и т. п.

Во всех случаях, находясь в очаге бактериологического поражения, население обязано проявлять спокойствие и дисциплинированность, строго выполнять установленны

23 сентября 2016

В 1998 г. был принят Федеральный закон «О гражданской обороне». По этому закону гражданская оборона (ГО) представляет собой систему мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и определяет задачи ГО:

  1. Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих в результате военных действий.
  2. Оповещение населения об опасности.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
  5. Проведение мероприятий по светомаскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных работ в случае опасности для населения.
  7. Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего вследствие военных действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.
  8. Борьба с пожарами, возникшими в результате ведения военных действий.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению.
  10. Обеззараживание населения, техники, Зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий.
  12. Срочное восстановление функционирования коммунальных служб.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.