← вернуться на сайт Арамильского городского округа

Официальный сайт

Арамильский городской округ

День таможенника РФ 05 октября 2021 г.

25 октября 2021 г. исполняется 30 лет со дня создания российской таможенной службы. Эта дата отмечается как День таможенника РФ.

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ - федеральный орган исполнительной власти, контролирующий перемещение через таможенную границу государства физических лиц, предметов, товаров, услуг и капиталов и взимание с них таможенных пошлин и сборов.

Ведомство ведет борьбу с контрабандой, осуществляет транспортный, санитарный и ветеринарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу. ФТС обладает полномочиями для проведения следственных действий и предварительного дознания по уголовным делам, связанным с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей.

Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Министерство финансов РФ (согласно указу главы государства от 15 января 2016 г.).

История

25 октября 1653 г. царь Алексей Михайлович подписал указ "О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров", положивший начало созданию единой таможенной системы на Руси. Именно эта дата была установлена 4 августа 1995 г. указом президента РФ Бориса Ельцина в качестве профессионального праздника таможенников.

Во второй половине XVII в. сбором таможенных доходов занимался Приказ Большой казны, в ходе петровских реформ таможенная служба перешла в подчинение Коммерц-коллегии, созданной в 1715 г.

С образованием в 1802 г. в Российской империи системы министерств таможенная служба была подчинена Министерству коммерции. С 1811 г., после его ликвидации, управление таможнями было передано в Департамент внешней торговли Минфина. В 1827 г. при министерстве была учреждена пограничная таможенная стража.

После октябрьской революции 1917 г. в Советской России была объявлена государственная монополия внешней торговли. Таможенная служба перешла под контроль созданного в 1918 г. Главного управления таможенного контроля Народного комиссариата (наркомата) торговли и промышленности. В 1920 г. ведомство было преобразовано в Наркомат внешней торговли. С 1946 г. по 1988 г. входило в систему Министерства внешней торговли СССР.

12 февраля 1986 г. впервые в отечественной истории было создано самостоятельное таможенное ведомство - Главное управление государственного таможенного контроля при Совете министров СССР. В 1986-1989 гг. его возглавлял Владимир Базовский.

25 октября 1991 г. был образован Государственный таможенный комитет РСФСР (с 25 декабря 1991 г. РФ), который функционировал вплоть до 2004 г. Пост его руководителя в 1991-1998 г. занимал Анатолий Круглов. В 1994 г. за комитетом была закреплена функция федерального органа исполнительной власти, осуществляющего непосредственное руководство таможенным делом в России.

9 марта 2004 г. Государственный таможенный комитет был преобразован в Федеральную таможенную службу, подведомственную Министерству экономического развития РФ. Указом президента РФ Владимира Путина от 11 мая 2006 г. ФТС была напрямую подчинена правительству РФ. 16 сентября 2013 г. утверждено ныне действующее положение о службе.

Указом президента РФ от 2 февраля 2015 г. часть функций в сфере валютного контроля были переданы ФТС России от ликвидированной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. В 2006-2016 гг. руководителем ФТС являлся Андрей Бельянинов.

Функции

Среди основных функций ФТС России: контроль за соблюдением таможенного законодательства; валютными операциями; таможенной стоимостью товаров; соблюдением запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в РФ и вывозимых за ее пределы; взимание таможенных и др. пошлин, налогов, сборов, пеней, процентов; ведение и публикация таможенной статистики внешней торговли РФ.

Структура и руководство

ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее правительством. С 28 июля 2016 г. этот пост занимает Владимир Булавин. Глава ведомства имеет пять заместителей, при этом замруководителя, курирующий оперативно-разыскную работу, обладает правом принятия самостоятельных решений.

В настоящее время в структуре центрального аппарата ФТС действует управлениz по основным видам деятельности. Также в систему ФТС входят региональные и специализированные региональные таможенные управления, таможни и таможенные пост. В иностранных государствах действуют представительства ФТС.

В структуру ведомства входят таможенные вузы (Российская таможенная академия и три ее филиала), производственные предприятия, лечебно-профилактические учреждения.


Реализация Стратегии – 2020 позволила добиться значимых результатов
в совершенствовании таможенного администрирования:

внедрено обязательное предварительное информирование таможенных органов о ввозимых товарах;

реализованы технологии автоматической регистрации декларации на товары, поданной в виде электронного документа, и автоматического выпуска товаров;

сокращен перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров;

осуществлено развитие субъектно-ориентированного подхода к анализу
и управлению рисками;

внедрены принципиально новые подходы к проведению таможенного контроля после выпуска товаров, в качестве основных направлений проверочной деятельности определены: борьба со схемами уклонения от уплаты платежей, а также организация профилактических проверок;

расширена практика применения современных технологий таможенного оформления;

усовершенствована работа таможенных органов:

по администрированию таможенных платежей;

по межведомственному электронному взаимодействию ФТС России
с другими федеральными органами исполнительной власти;

по международному сотрудничеству.

Комплексная программа – документ, основанный на положениях Стратегии – 2020, нововведениях Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, мероприятиях «дорожных карт» по совершенствованию таможенного администрирования[1] и поддержке экспорта[2], сформированный
с учетом задач, поставленных перед таможенной службой Правительством Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

В Комплексной программе была установлена единая система приоритетов
и целевых ориентиров ФТС России с учетом экономических преобразований
и внешнеполитических интересов Российской Федерации.

Мероприятия, проведенные в рамках Комплексной программы,
были направлены на клиентоориентированность и повышение уровня добросовестности участников ВЭД, улучшение условий ведения ВЭД, повышение эффективности осуществления таможенного контроля и снижение фискальных рисков для бюджета страны. «Простота и удобство – для участников внешнеэкономической деятельности, эффективность и безопасность – для государства» – стал главным принципом работы
ФТС России в период реализации Комплексной программы.

Основное внимание бизнес-сообщества обращалось на необходимость достижения запланированных значений ключевых показателей «10 шагов навстречу бизнесу» (далее – ключевые показатели).

Фактические значения ключевых показателей в IV квартале
2020 года составили:

доля электронных деклараций на товары, зарегистрированных в центрах электронного декларирования, – 97,2%, при этом в декабре 2020 год значение показателя достигло 97,5% (плановое значение – 95%);

доля центров электронного декларирования, размещенных на площадях, находящихся в государственной собственности, от их общего количества – 100% (плановое значение – 100%);

доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций
на экспортируемые товары – 99,1% и на импортируемые товары – 99,3% (плановые значения – 99 и 99% соответственно);

доля автоматически выпущенных электронных деклараций, поданных участниками внешнеэкономической деятельности (далее – участники ВЭД) низкого уровня риска, на экспортируемые товары – 93,7%
и на импортируемые товары – 86% (плановые значения – 80 и 80% соответственно);

доля товарных партий с результативными мерами по минимизации рисков, примененными при таможенном декларировании товаров, от общего количества товарных партий, в отношении которых применялись меры по минимизации рисков, – 50,13% (плановое значение – не менее 50%);

доля автоматических профилей рисков от общего количества действующих профилей рисков – 90,03% (плановое значение – не менее 90%);

доля таможенных и иных платежей, уплачиваемых с применением лицевых счетов юридических лиц, открытых в едином информационном ресурсе ФТС России, – 100% (плановое значение – 100%);

доля выявляемых оперативными подразделениями таможенных органов преступлений в общем количестве возбужденных таможенными органами уголовных дел, отнесенных к компетенции таможенных органов, – 96,5% (плановое значение – 90%).

Проведенная ФТС России работа позволила обеспечить достижение к концу 2020 года всех значений ключевых показателей, что свидетельствует о реализации основных целей и задач, предусмотренных Комплексной программой.

К наиболее значимым результатам реализации Комплексной программы можно отнести следующее.

ФТС России обеспечена успешная реализация «дорожной карты». Реформирование таможенных органов происходило в III этапа.

Так, на I этапе реформирования системы таможенных органов (2018 год)
в структуре таможенных органов созданы 3 электронные таможни и 6 ЦЭД:

Приволжская электронная таможня и Приволжский таможенный пост (центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни;

Уральская электронная таможня и Уральский таможенный пост (центр электронного декларирования) Уральской электронной таможни;

Северо-Кавказская электронная таможня и Северо-Кавказский таможенный пост (центр электронного декларирования) Северо-Кавказской электронной таможни.

Обеспечена концентрация декларационного массива:

на Владивостокском таможенном посту (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни;

на Новороссийском таможенном посту (центр электронного декларирования) Новороссийской таможни;

на Калининградском таможенном посту (центр электронного декларирования) Калининградской областной таможни.

На II этапе (2019 год) созданы 1 электронная таможня и 6 центров электронного декларирования:

Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования) Московской областной таможни;

Акцизный специализированный таможенный пост (центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни;

Авиационный таможенный пост (центр электронного декларирования) Шереметьевской таможни;

Сибирская электронная таможня и Сибирский таможенный пост (центр электронного декларирования) Сибирской электронной таможни;

Энергетический таможенный пост (центр электронного декларирования) Центральной энергетической таможни.

Обеспечена концентрация декларационного массива на Балтийском таможенном посту (центр электронного декларирования) Балтийской таможни.

На III этапе реформирования (2020 год) созданы 4 электронные таможни и 4 центра электронного декларирования:

Центральная электронная таможня и Центральный таможенный пост (центр электронного декларирования) Центральной электронной таможни;

Северо-Западная электронная таможня и Северо-Западный таможенный пост (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни;

Дальневосточная электронная таможня и Дальневосточный таможенный пост (центр электронного декларирования) Дальневосточной электронной таможни;

Южная электронная таможня и Южный таможенный пост (центр электронного декларирования) Южной электронной таможни.

Центры электронного декларирования осуществляют свою деятельность с учетом видов транспорта, категорий товаров, а также места налогового учета декларанта.

Приоритетом проводимой работы является трансформация таможенного администрирования в быстрый и высокотехнологичный процесс за счет масштабного применения инновационных методов и цифровых технологий. При организации функционирования центров электронного декларирования особое внимание уделяется автоматизации процесса оформления товаров, в том числе путем активного применения технологий автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска товаров.

Также ФТС России проводились мероприятия по внедрению алгоритма автоматического распределения между таможенными органами деклараций на товары в информационной системе таможенных органов – автоматическая диспетчеризация деклараций на товары (тестирование в таможенных органах началось с 1 октября 2020 года, внедрение обеспечено с 1 февраля 2021 год).

Проведенная ФТС России реформа положительным образом сказалась
на повышении качества таможенного администрирования и снижении административной нагрузки на законопослушных участников внешнеэкономической деятельности за счет:

сокращения сроков совершения таможенных операций;

обеспечения единообразной правоприменительной практики работы таможенных органов;

исключения необходимости личного присутствия участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах.

Проведенная ФТС России работа позволила повысить эффективность
и результативность таможенного контроля, обеспечить полноту и своевременность уплаты таможенных платежей, снизить коррупционные риски в деятельности таможенных органов, создать комфортную среду для добросовестного бизнеса в условиях равной конкуренции.

Также к наиболее значимым результатам реализации Комплексной программы можно отнести следующее:

введено обязательное предварительное информирование для всех видов транспорта (за исключением трубопроводного транспорта и линий электропередачи);

внедрено электронное декларирование процедуры транзита, что позволило обеспечить применение с 2019 года технологий «авторегистрации»
и автоматизированного выпуска электронных транзитных деклараций;

реализована технология централизации уплаты таможенных платежей
с применением единых лицевых счетов, что позволило оптимизировать большинство операций с денежными средствами, сократить сроки их зачисления на лицевые счета;

реализовано множество сервисов в автоматизированной подсистеме «Личный кабинет», обеспечивающих автоматизацию процессов при реализации различных таможенных процедур;

увеличен перечень документов/сведений, получаемых заинтересованным лицом от таможенных органов и представляемых заинтересованным лицом
в таможенные органы с использованием АПС «Личный кабинет»;

внедрено трехуровневое дифференцирование риска при категорировании участников ВЭД, а также усовершенствованы подходы к идентификации уровня риска нарушения таможенного законодательства участниками ВЭД. Количество организаций низкого уровня риска выросло практически вдвое;

реализованы мероприятия по разработке единого механизма таможенного
и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанного
на создании и применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Минфину России;

осуществлены мероприятия по созданию системы прослеживаемости движения товаров ЕАЭС в части реализации задач, поставленных
на национальном уровне;

обеспечено совершенствование межведомственного информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти
и организациями, в том числе с использованием современных информационных сервисов системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ) в целях получения сведений о разрешительных документах в автоматическом режиме, близком к реальному времени;

расширена договорно-правовая база международного сотрудничества
с таможенными службами иностранных государств (в части организации информационного обмена, взаимного признания результатов таможенного контроля, обмена информацией о таможенной стоимости товаров, содействия развитию торговли и применения СУР, правоохранительного сотрудничества
и др.);

достигнут стабильный рост количества уголовных дел, возбуждаемых
по оперативным материалам. Сделан акцент на обеспечение предотвращения
и возмещения ущерба государству, выявление и привлечение к уголовной ответственности всех лиц, причастных к организации и совершению преступлений;

проведена работа по реализации системы мер, направленных
на профилактику, предупреждение и пресечение коррупции, которая способствовала снижению количества совершаемых должностными лицами таможенных органов преступлений;

принят комплекс мер, направленных на повышение уровня законности решений, действий таможенных органов и (или) их должностных лиц в области таможенного дела. Реализованы мероприятия по совершенствованию правового обеспечения деятельности таможенных органов.

Таким образом, в рамках Комплексной программы обеспечены: запланированный уровень автоматизации бизнес-процессов, связанных
с таможенным администрированием; повышение эффективности таможенного контроля; перевод информационного взаимодействия с бизнесом преимущественно в электронный вид; сокращение временных и финансовых затрат участников ВЭД.

Результаты, достигнутые в рамках реализации Стратегии – 2020, Комплексной программы и «дорожной карты» по реформированию системы таможенных органов создали условия для прогнозирования направлений дальнейшего развития таможенной службы Российской Федерации на период до 2030 года.



[1]План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29 июня 2012 г. № 1125-р.

[2]План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1128-р.


Единый телефон спасения — 112
Телефоны ЕДДС — (34374) 2-42-26; 2-42-27; 2-42-28

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!