← вернуться на сайт Арамильского городского округа

Официальный сайт

Арамильский городской округ

Парикмахерская по предоплате 20 января 2021 г.

Многие парикмахерские или салоны красоты завели такую практику, как записывать клиента на процедуру только после внесения предварительной оплаты. Особенно это было распространено в последний предновогодний месяц. Так салон красоты гарантировал себе то, что клиент не откажется от услуг, ведь в противном случае внесенную предоплату салон не возвращает.

С одной стороны, позиция исполнителя услуг понятна, ведь никому не хочется терять деньги, которые можно было бы заработать при явке клиента. Но, с другой стороны, у каждого посетителя могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, по которым он не смог посетить салон. Это может быть внезапная болезнь, что особенно актуально в период пандемии, или иные обстоятельства, не позволяющие воспользоваться услугами.

Имеет ли право потребитель на возврат уплаченных денежных средств в случае отказа от услуг и не посещения салона в назначенное время?

Конечно, каждая ситуация требует индивидуального подхода и анализа документов, но существуют и общие правила, нарушение которых недопустимо.

Обязательное предоставление потребителю информации об услуге.

Согласно ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах. При этом, данная информация в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения услуг.

Таким образом, информация о внесении денежных средств в момент заключения договора, а также о возможных последствиях в случае отказа потребителя от услуг, должна быть в обязательном порядке доведена до потребителя. Способ доведения информации должен быть доступным, а предоставленная информация не вызывать сомнений, неясности, двусмысленности.

На основании ст. 12 Закона о защите прав потребителей непредставление необходимой информации дает потребителю право на отказ от исполнения договора и возврат уплаченных денежных средств.

Как понять - предоплата или задаток?

При спорной ситуации стоит учитывать правовую природу внесенной денежной суммы. Например, является ли денежная сумма авансом, задатком и др.

По общим правилам предварительную оплату можно расценивать, как аванс, внесенный в счет общей цены по договору. Необходимо также учитывать, что, если условиями договора предусмотрено внесение аванса, но заказчик его не внес в согласованный сторонами срок, исполнитель вправе не оказывать услуги (п. 2 ст. 328 ГК РФ). Однако, если потребитель внес аванс по договору, но фактически услуга ему не была оказана, денежные средства подлежит возврату заказчику. В противном случае исполнитель без законных на то оснований пользуется чужими денежными средствами, что законодательно недопустимо. Обязанность по возврату неосновательного обогащения предусмотрена ст. 1102 ГК РФ.

Достаточно часто исполнители, требуя внести денежные средства в момент записи клиента на процедуру, указывают, что вносимая денежная сумма является задатком и по закону не подлежит возврату, в случае отказа потребителя посещать салон.

Действительно, согласно ст. 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, уплачиваемая в доказательство заключения договора и обеспечения его исполнения. При этом, если договор не исполнен лицом, внесшим задаток, денежные средства ему не подлежат возврату.

Однако к оформлению задатка законом установлены четкие правила. Во-первых, соглашение о задатке должно быть составлено в письменном виде, во-вторых, в соглашении четко должно быть указано, что вносимая денежная сумма является задатком. В противном случае денежную сумму можно расценивать, как аванс.

Условия, ущемляющие права потребителей.

Согласно ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» договор с потребителем, не должен содержать условия, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законом.

Условие о задатке, включенное в договор возмездного оказания услуг нарушает права потребителей, поскольку положения Закона «О защите прав потребителей» и принятые в соответствии с ним Правила, не закрепляют понятие задаток в качестве допустимого способа обеспечения обязательства по заключенным потребителем договорам.

Включение в договор условия о невозвращении предоплаты (аванса) также не соответствует закону и ущемляет права потребителя,

Положениями ст. 32 указанного закона напротив установлено, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время, но при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Поскольку предоплата не является фактическими расходами по договору, а является авансом, при отказе потребителя от оказания услуг, она подлежит ему возврату в полном объеме, либо частично, если исполнитель сможет доказать несение им фактических расходов по конкретному договору с потребителем.

За получением дополнительной консультации Вы можете обращаться в отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей Южного Екатеринбургского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».

Контактная информация по территориям:

- г. Екатеринбург, телефон (343) 266-54-97;

- г. Арамиль, телефон (343) 385-32-81;

- г. Сысерть, телефон (34374) 6-51-51.

Возникли трудности при ведении бизнеса в регионе?
Баннер
Напишите, чтобы быстро получить ответ
Написать Логотип

Единый телефон спасения — 112
Телефоны ЕДДС — (34374) 2-42-26; 2-42-27; 2-42-28

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!